НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ в корне слова

Скачать файл



Предмет: Русский язык ОС «Школа 2100»

Учитель:Расова Нина Николаевна

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Этап обучения по данной теме: Начальный

Цели урока:

Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР — карточки-задания (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63046/?interface=pupil&class=44&subject=8).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

Оборудование и основные источники информации компьютеры (урок проходит в компьютерном классе), доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, методические рекомендации к уроку.

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

Список используемой литературы:

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс. Москва «Баласс» 2009 г.

2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» класс. «Баласс». 2009г.

3. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации «Баласс». 2009г.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— Чему вы учитесь в школе в первую очередь?

— Напомните, что это значит?

— Урок русского языка. Он посвящён открытию нового знания. А как мы будем их открывать?

— Мы учимся учиться.

-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.

— Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

На доске записаны слова.

— Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

Что вас удивило, что интересного заметили?

Какой же у нас возникает вопрос?

— Сформулируйте тему урока.

Открываю на доске тему:

«Непроизносимые согласные в корне слова».

— Какова цель нашего урока?

Видят слова: вестник, весть, известие, известный

Читают.

Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Везде «Т» пишется, но не везде произносится (осознание противоречия)

Почему в некоторых словах «Т» не произносится (учебная проблема как вопрос).

-Тема урока: «Непроизносимые согласные».

— Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения, совместное открытие знаний

(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

— Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?

-Вы с этой гипотезой согласны?

-Есть ли еще слова с приставкой?

— Значит дело не в приставке. Какие есть еще гипотезы?

— Вы с этой гипотезой согласны?

— Может, посмотрим на существительное?

— Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?

— А где же стоит непроизносимый «Т»?

— Как нам проверить эту гипотезу.

— Как можно поработать с нашими словами?

Выполняйте в тетради.

— Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).

— К какому же выводу вы пришли?

— Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.

— Подтвердилось ваше предположение?

Звук «т» не произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.

— Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).

— Звук «т» не произносится в прилагательных, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.

— Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).

Молчат.

— Между согласными. (Решающая гипотеза)

Молчат.

— Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки).

Работают по плану, пишут в тетрадях, а один на доске:

вестник весть

известный известие

— «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент).

— «Т» не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).

Читают вывод в учебнике.

— Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Физминутка

— Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.

Слушают и выполняют упражнения

Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах).

— Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?

Человек трудолюбивый – самый…

Тайна, … троим, уже нетайна.

встанешь – мало сделаешь.

— Напишите эти слова в столбик.

— Прочитайте пословицы, которые получились. (слайды 2-5)

— Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.

— О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?

— А какой выход из этого затруднения?

— Попробуем найти выход вместе.

— На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное слово и подписать его справа.

счастливы счастье

вестник известие

опоздать поздний

— Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.

Показываю образец. (слайды 6,7)

— Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.

— Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.

— Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.

— Составьте в парах схему правила.

— Проверьте правильность вашей опорной схемы (показываю образец ) (слайд 8 )

счастливый

известная

поздно

Читают пословицы.

— Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.

— Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

— Подобрать проверочные слова.

счасТливый — счастье

позДно — опоздать

извесТная — известие

— Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.

— Читают и делают выводы.

— Это только звуки «Л, Т, Д, В».

Вот какая схема получилась у меня:

СОГЛ. Л СОГЛ. СОГЛ. Т СОГЛ. СОГЛ. В СОГЛ. СОГЛ. Д СОГЛ.

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

групповая работа

— Напомним правила работы в группе.

Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. (слайды 9-13)

— Запишите попарно эти слова.

— Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.

— Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

печальный — грустный

весёлый – радостный

здешний – местный

всадник – наездник

огромный – гигантский

знаменитый – известный

правдивый – честный

гневный – яростный

хмурая — ненастная

Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп.

Самостоятельная работа с ЭОР

самостоятельное выполнение заданий карточки, в то числе и на новый способ действия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a534419e-c653-4271-bfd7-809b0d84c042/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BIG_114%5D.swf

Рефлексия учебной деятельности, самооценка.

— Назовите ключевые слова урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Какую цель мы ставили на уроке?

— Оцените свою деятельность на уроке.

— Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

Отвечают.

— Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Объяснение домашнего задания.

Leave a Comment