Разработка урока по теме "Фразеологизмы"

Скачать файл



Открытый урок русского языка в 5-м классе

по теме «Фразеологизмы».

Дата проведения:

Учитель: Чемардакова Т.Н.

Цели урока

Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.

Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

УУД: — предметные: совершенствовать приемы распознавания фразеологизмов. Выявить их эмоциональные, выразительные достоинства;

метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные) совершенствовать умение анализировать текст с фразеологическими оборотами; (коммуникативные) совершенствовать навыки разных видов чтения текста; умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с различными источниками информации;

воспитательные: воспитывать способность к самоорганизации ,потребность оценивать себя.

Оборудование урока.

1 Презентация

2 Карточки с заданиями

3. Жетоны

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Поприветствуем гостей

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

  1. Повторение пройденного.

Викторина  «Лексика»
 — Что изучает  раздел языкознания лексика?
 — Что такое лексическое значение слова?
 — Какие слова называют однозначные? Приведите примеры.
 — Какие слова называют многозначными? Приведите примеры
 -Что такое синонимы? Приведите примеры.

— Что называется антонимами? Приведите примеры.

-Что такое омонимы? Приведите примеры.

-Что называется архаизмами? Примеры.

-Что такое историзмы? Примеры.

-Какие слова называют неологизмами? Примеры.

3. Проверка домашнего задания:

Проверка письменного упражнения («по цепочке») устно.

4.Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя:

Ребята, я хочу обратиться к вам с таким приветствием: Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!(слайд 1)

— Моё приветствие вас удивило?

— Как вы думаете, о каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Сформулируйте тему урока. (слайд 2 )

-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? (дети формулируют)

Ученики оформляют в тетрадях начало урока.

-А что же такое фразеологизмы? Найдите определения фразеологизмов в учебнике (стр.91)

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

Посмотрите на экран и найдите в моем приветствии фразеологизмы. Скажите, а что было бы, если бы этих фразеологизмов не было в русском языке? (заменили бы их другими словами)

Замените, пожалуйста, в моем обращении все фразеологизмы. (слайд 3) Знайте: сегодня вам придётся работать с усердием. В случае временной неудачи не расстраивайтесь, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!

-Ребята, а какое приветствие нравится вам больше? Почему?

-Какова роль фразеологизмов в нашей речи? (эмоционально окрасить речь, сделать ее более яркой, образной)

-Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний? (слайд 4)

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Фразеологизмы, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы (слайд 5-8)

Как вы понимаете значение фразеологизма «куда глаза глядят»?

Задание: составьте предложения с фразеологизмами: куда глаза глядят. предложения записать в тетрадь. Выполните синтаксический разбор предложения.

-Каким членом предложения является фразеологизм?

( Не забудьте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения).

-А где можно найти значение фразеологического оборота? (ответы учащихся) Конечно, в словаре.

Работа с фразеологическим словарем.

1 ряд ищет фразеологизмы: без задних ног.

2 ряд ищет фразеологизмы:, глаза разбегаются.

3 ряд ищет фразеологизмы: куда глаза глядят.

Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи! (слайд 9)

Сообщение учащихся на тему: «История одного фразеологизма» (индивидуальное задание).

Бить баклуши

Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого дерева отколоть небольшой кусочек. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «Бить баклуши» Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками – мол, занимаются ерундой – баклуши бьют.

Физминутка.

Игра – соревнование( ребята работают в группах, за каждый правильный ответ команда получает один балл)

У нас получилось три команды: «Мудрецы», «Знатоки», «Мыслители».

1 команда

2 команда

3 команда

Первое  задание командам. (слайды 10-16)

Игра «Угадай фразеологизм». По картинке ученики определяют, какой фразеологизм нарисован и записывают его. Кто больше фразеологизмов угадает.

За каждый правильный ответ команда получает по одному очку (с места выкрикивать запрещается)

Второе задание командам (по два очка за правильный ответ)

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте                        Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                Узнал истинное положение

Глаза открылись                                Наедине

Вкладывать душу                        Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык        Отдавать себя целиком

Ломать голову        Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу        Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит        Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши        Жить дружно, в согласии

Душа в душу        Не к чему придраться

Третье задание: (слайд 17)

Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)

Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.

После выполнения задания они объясняют смысл фразеологизмов. Если не смогут правильно объяснить, то обращаются к словарю.
Четвертое задание:

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.(слайд 18)

Бить баклуши – 
Водить за нос – 
Зарубить на носу – 
С гулькин нос –

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.(слайд 19)

Заварить кашу –
Во весь дух – 
Душа в душу –

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Пятое задание: найдите четвертый лишний фразеологизм

1. • хоть пруд пруди;

• кот наплакал;

• тьма-тьмущая;

• яблоку негде упасть

2. • во все лопатки;

• сломя голову;

• черепашьим шагом;

• в мгновение ока

3. • попасть впросак;

• попасть на седьмое небо;

• попасть в переделку;

• попасть в переплет.

Шестое задание: «Фразеологическая загадка».

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь

Не в свое дело.

Не цветы, а вянут;

Не ладони, а ими хлопают,

Если чего-то не понимают;

Не бельё, а их развешивают

Чрезмерно доверчивые и любопытные.

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто

Занимается бесполезным делом;

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей;

В нее прячут концы нечестные люди,

Иногда они выходят из нее сухими.

Седьмое задание командам

Инсценировать фразеологизмы (участники произвольно выбирают карточки с фразеологизмами)

Водить за нос        

Зарубить на носу

Засучив рукава

Клевать носом

Убить двух зайцев

Кусать себе локти

За это задание по 1 баллу получает команда, которая показывает инсценировку, и по 1 баллу команда, которая угадывает фразеологизм.

Восьмое задание: исследовательская работа.

Выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

— Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, — растерялись мы.

— Вот пустомеля, — возмутился дед, — всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

— Ничего, ребятишки, — успокоил нас дед, — со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Подведение итогов урока.

-Что мы узнали? Чему научились?

-Что называется фразеологизмом?

— Каковы особенности фразеологизмов?

-Какова роль фразеологических оборотов в тексте?

— А теперь посчитайте свои жетончики. Мы определим группу, победившую в игре.

   

А теперь я предлагаю оценить свою работу. (слайд ) Перед вам слайд с фразеологическими оборотами, каждому соответствует определенный цвет. А прямо перед вами разноцветные карточки. Оцените свою работу и поднимите вверх ту, которая соответствует вашей работе на уроке.

Заключительное слово учителя:

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Молодцы, ребята! Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

Домашнее задание: (дифференцированное, по выбору учащегося) (слайд 20)

  1. подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

  2. нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения

  3. напишите сочинение- миниатюру, включите в него 3-4 фразеологизма.

1. • хоть пруд пруди;

• кот наплакал;

• тьма-тьмущая;

• яблоку негде упасть

2. • во все лопатки;

• сломя голову;

• черепашьим шагом;

• в мгновение ока

3. • попасть впросак;

• попасть на седьмое небо;

• попасть в переделку;

• попасть в переплет.

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте                         Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                 Узнал истинное положение

Глаза открылись                                 Наедине

Вкладывать душу                          Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                 Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык         Отдавать себя целиком

Ломать голову         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу         Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит         Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши         Жить дружно, в согласии

Душа в душу         Не к чему придраться

Глаза на мокром месте                         Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                 Узнал истинное положение

Глаза открылись                                 Наедине

Вкладывать душу                          Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                 Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык         Отдавать себя целиком

Ломать голову         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу         Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит         Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши         Жить дружно, в согласии

Душа в душу         Не к чему придраться

Глаза на мокром месте                         Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                 Узнал истинное положение

Глаза открылись                                 Наедине

Вкладывать душу                          Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                 Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык         Отдавать себя целиком

Ломать голову         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу         Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит         Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши         Жить дружно, в согласии

Душа в душу         Не к чему придраться

Бить баклуши

Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого дерева отколоть небольшой кусочек. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «Бить баклуши» Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками – мол, занимаются ерундой – баклуши бьют.

Leave a Comment