Урок по теме: "Отличие повествования от описания" 5 класс

Скачать файл



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Сценарий урока

по теме:

«Отличие повествования от описания»

( 5 класс)

Выполнила: Нефедова Г.Ф.

Учитель русского языка и литературы

II квалификационная категория

г. Братск, 2010

Тема: « Отличие повествования от описания».

Цели:

1. познакомить учащихся с типом речи описание;

2. научить отличать повествование от описания;

3. развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: персональный компьютер, учебник, тетрадь, хохломская ложка, братины, солонцы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Здравствуйте! На дворе декабрь, зима. Холодно. Падает снег, покрывая землю пушистым одеялом (Слайд № 1)

Снежинка, еще одна снежинка: начался снегопад.

— Что делает снег?

— С каким типом речи ассоциируется у вас эта картинка?

— Что такое повествование?

— Какие ключевые слова в повествовании?

Тема урока:

II. – Сегодня на уроке мы должны познакомиться с еще одним типом речи и научиться отличать его от повествования.

— Вот снежинка, она словно хрустальная, такая хрупкая, изящная. ( Слайд № 2)

— Что я сейчас делала? Итак, это описание. Тема нашего урока: «Описание». (Слайд № 3).

III. – Так много слов было сказано о зиме, что стало холодно. Я приглашаю вас в лето.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая хохлома.

— Теплые цвета лета согревают и радуют глаз.

IV. – Внимательно посмотрите, какие цвета используют хохломские мастера ( желтый, черный, красный, зеленый).

— Подберите синонимы к слову КРАСНЫЙ. ( Ввести понятие КИНОВАРЬ).

V. – Что в хохломе важнее всего? Чтобы золотой цвет ярче играл, чтобы рисунок завивался, кудрявился. (Слайд № 4).

-Расписные солонцы обжигают. Солнечный луч падает на братины, загорается золотом.

— Как по – вашему, что такое солонцы и братины? (Слайд№ 5).

Как они использовались в быту?

VI. Работа с текстом № 1.

Хохломские изделия радуют нас крас…той, построенной (на) игре черного и красного. Самый пр…стой узор – «травка». Ее наносят плавными и быстрыми дв…жжениями. Разн…видностью «травки» являют ? ся всевозможные узоры с мотивами з…леных листочков, красных ягодок, перистых веточек рябины, вьющихся стеблей густых трав.

Прежде чем начать расписывать, выточенную вещь сначала покрывают особым грунтом из глины, многократно олифят и просушивают в печи. Затем на поверхность наносят оловянный или алюминиевый порошок – полуду. А уже на этот серебристый фон мастер наносит кистью рисунок. После этого вновь вещь покрывают прозрачной олифой и закаливают в печи. И тогда происходит чудо! Серебристая поверхность, не закрытая рисунком, превращается в сверкающее золото.

Под слоем прозрачного лака пылает киноварь, переливается черный цвет, поблескивают золотом растительные узоры и вьющиеся травы.

1) В первом абзаце вставьте пропущенные буквы.

2) Прочитайте еще раз 2 абзац. К какому типу речи он относится? Докажите.

VII. Работа с текстом № 2.

Так в городе Семенове и окрестных деревнях с изготовления простых деревянных ложек зародился народный промысел.

Чистая шелковистой мягкости ложка лежала перед мастером. С торжественным лицом он обмакнул кисть в киноварь, и посреди кудрявой травки заалела ягодка земляники. Еще мазок и еще ягодка земляники. Еще мазок и от стебелька, как лучики, побежали листочки чашелистики.

1) Какой тип речи текста, который только что прочитали?

2) Попробуйте создать свою ложку. Перед тем, как вы начнете работу с Татьяной Витальевной, обратите внимание, что желтый цвет надо раскрашивать в последнюю очередь. (Работа с учителем информатики).

VIII. Физминутка.

IX. Работа на компьютере. (Слайд № 7).

X. А теперь возвращаемся к нашим текстам.

— Сравните повествование текста № 2 с 3- им абзацем текста № 1.

— Чем они отличаются?

— Так что же перед нами во 2 – ом случае повествование или описание?

Вывод: описание – словесное изображение предмета или явления путем перечисления его характерных признаков с помощью слов, обозначающих качество, а для особой наглядности используются глаголы.

— Попробуйте описать ложку, которая лежит перед вами.

— Так чем же отличается повествование от описания?

XI. Итог урока. Оценки.

Д/з. Опишите свою любимую игрушку.

Leave a Comment